”ƒƒ’ј¬ј-√»“ј

»Ћ»
ѕќ—Ћ≈ƒЌ≈≈ ѕќ—ЋјЌ»≈ Ў–»  –»ЎЌџ


—ќƒ≈–∆јЌ»≈

ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈
√Ћј¬ј I. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈: Ѕќ√» ћќЋя“ √ќ—ѕќƒј ¬≈–Ќ”“№—я
√Ћј¬ј II. ј¬јƒ’”“ј » ≈√ќ ¬ќ—≈ћ№ ”„»“≈Ћ≈…
√Ћј¬ј III. ƒ≈¬я“№ ƒ–”√»’ ”„»“≈Ћ≈… ј¬јƒ’”“џ
√Ћј¬ј IV. ≈ў® —≈ћ№ ”„»“≈Ћ≈… ј¬јƒ’”“џ
√Ћј¬ј V. »—“»ЌЌјя ѕ–»–ќƒј Ё“ќ√ќ ћ»–ј
√Ћј¬ј VI. —¬я«јЌЌџ≈ » —¬ќЅќƒЌџ≈ ƒ”Ў»;  ј„≈—“¬ј —¬я“ќ√ќ » ѕ–≈ƒјЌЌќ√ќ
√Ћј¬ј VII. ¬Ћ»яЌ»≈ ќЅў≈Ќ»я —ќ —¬я“џћ»; ƒ≈–≈¬ќ —јћ—ј–џ
√Ћј¬ј VIII. «ЌјЌ»≈, ѕќЋ”„ј≈ћќ≈ ЅЋј√ќƒј–я ”—“–јЌ≈Ќ»ё √”Ќ; √ќ—ѕќƒ№ ”„»“ ¬ ‘ќ–ћ≈ Ћ≈Ѕ≈ƒя
√Ћј¬ј IX. —Ћј¬ј ѕ–≈ƒјЌЌќ—“»; ѕ–≈ƒѕ»—јЌ»я ƒЋя ћ≈ƒ»“ј÷»»
√Ћј¬ј X. —»Ћџ, ѕќЋ”„ј≈ћџ≈ ЅЋј√ќƒј–я …ќ√≈
√Ћј¬ј XI. Ѕќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќя¬Ћ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XII.  ј—“џ » ѕ–≈ƒѕ»—јЌЌќ≈ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»≈
√Ћј¬ј XIII. ∆»«Ќ№ ¬ Ћ≈—” » ћќЌјЎ≈—“¬ќ
√Ћј¬ј XIV. ѕ–ј “» ј ѕ–≈ƒјЌЌќ—“»
√Ћј¬ј XV. ƒ∆ЌјЌј-…ќ√ј,  ј–ћј-…ќ√ј » Ѕ’ј “»-…ќ√ј
√Ћј¬ј XVI. ƒќ—“ќ»Ќ—“¬ј » ѕќ–ќ » ¬ —¬я«» —  ќЌ –≈“Ќџћ ћ≈—“ќћ, ¬–≈ћ≈Ќ≈ћ » “.ƒ.
√Ћј¬ј XVII.  ј“≈√ќ–»»: »’  ќЋ»„≈—“¬ќ; –ј«Ћ»„»≈ ћ≈∆ƒ” ѕ”–”Ў≈… » ѕ–ј –»“»; ∆»«Ќ№ ѕќ—Ћ≈ —ћ≈–“»
√Ћј¬ј XVIII.  ј  Ѕџ“№ ¬џЎ≈ ќ— ќ–ЅЋ≈Ќ»я, Ќј ѕ–»ћ≈–≈ »—“ќ–»» Ќ»ў≈√ќ
√Ћј¬ј XIX. —»—“≈ћј —јЌ ’№»
√Ћј¬ј XX. “–» √”Ќџ: »’ ¬Ћ»яЌ»≈
√Ћј¬ј XXI. ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»я ќЅў≈Ќ»я — ѕЋќ’ќ…  ќћѕјЌ»≈…; »—“ќ–»я »ћѕ≈–ј“ќ–ј ѕ”–”–ј¬ј—ј
√Ћј¬ј XXII. ћ≈“ќƒџ ѕќ ЋќЌ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XXIII. ѕ–»„»Ќј «јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XXIV. Ћ®√ »… ѕ”“№   —јћќ–≈јЋ»«ј÷»»


√Ћј¬ј XXIII

ѕ–»„»Ќј «јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»я


Ѕлагословенный √осподь сказал:

1. —озерца€ вселенную как единую и тождественную ѕуруше и пракрити, человек не должен ни хвалить, ни критиковать природу и действи€ других.

2. “от, кто хвалит или критикует природу и действи€ других, быстро соскальзывает вниз и лишаетс€ своего успеха, ибо он помещает своЄ сердце на то, что €вл€етс€ нереальным.

3. ѕодобно тому, как в случае, когда органы Ц следстви€ раджасического эгоизма Ц подавлены сном, и джива, утратив своЄ направленное наружу сознание, испытывает либо иллюзорные сны, либо подобный смерти глубокий сон без сновидений, Ц подобное этому случаетс€ и с человеком, который видит множественность и разнообразие.

—лучаетс€: ум человека либо уноситс€ прочь, либо становитс€ подавленным и хмурым.

4. „то хорошо или что плохо, и до какой степени, в двойственности, котора€ нереальна? ¬сЄ произносимое €зыком и задуманное умом Ц нереально.

язык: также предполагаютс€ и другие органы. —м. также "речь" в стихах 17 и 35.

5. ќтражение, эхо и иллюзорное по€вление, даже будучи нереальными, производ€т определЄнный эффект. ѕодобно этому и такие вещи, как тело и т.д., порождают тревогу вплоть до самой смерти.

ѕо€вление: например, мираж.

¬плоть до самой смерти: также это можно прочитать как "пока они не раствор€тс€ при реализации".

6. √осподь Ѕог, јтман, —ущность вселенной, проецирует эту вселенную и проецируем в ней, поддерживает еЄ и поддерживаетс€ ею, раствор€ет еЄ и раствор€етс€ в ней.

ѕроецируем: поскольку это один только јтман, который про€вл€етс€ как вселенна€.

7. ѕоэтому нет ничего, чтобы могло бы считатьс€ отличным от јтмана, который обособлен от всего. “ройственное про€вление в јтмане (которое мы видим) подтверждает то, что это про€вление не имеет собственной основы. «най, что тройственное разделение, состо€щее из гун, Ц всего лишь следствие (эффект) майи.

“ройственное про€вление: как адхьйатмика, адхибхаутика и адхидаивика.

—ледствие майи: иллюзорное про€вление, т.к. один только јтман реален.

8. “от, кто знает эту суть знани€ и реализации, о которой я говорил, тот никого не хвалит и не критикует. ќн странствует по миру подобно солнцу.

ѕодобно солнцу: которое одинаково светит и св€тым, и грешникам.

9. ”знав посредством чувственного воспри€ти€, умозаключени€, свидетельств св€щенных писаний и собственной реализации, что всЄ то, что имеет начало и конец, Ц нереально, человек должен странствовать по миру, будучи свободным от прив€занности.

”ддхава сказал:

10. ќ √осподь, относительное существование невозможно либо дл€ јтмана, либо дл€ тела, поскольку они Ц —ущность и предмет, —амоси€ющий принцип и не-—ущность соответственно. “ем не менее, они различаютс€. “ак кто же из них имеет относительное существование?

11. јтман Ц неизменный, запредельный, чистый, самоси€ющий, всегда про€вленный и подобный огню; в то врем€ как тело Ц неразумное и неживое, подобно древесине.  то из них имеет относительное существование?

ѕодобный огню: т.е. тому, что освещает.

Ѕлагословенный √осподь сказал:

12. ƒо тех пор, пока ¬ысшее "я" св€зано с телом, органами и пранами, до тех пор относительное существование, даже будучи нереальным, имеет подобие реальности дл€ неразличающего человека.

13. ƒаже несмотр€ на то, что вселенна€ нереальна, неразличающий человек никогда не пропускает возможности испытать относительное существование, как тот, кто предаЄтс€ размышлению об объектах чувств во сне, и испытывает из-за этого беспокойство и волнени€;

14. »бо сон Ц плодотворный источник беспокойств и страданий дл€ сп€щего человека, но, когда он пробуждаетс€, сон уже более не вводит его в заблуждение.

Ѕолее: поэтому человек реализации свободен.

15. ѕечаль, радость, страх, гнев, жадность, вожделение, желание и т.д., а также рождение и смерть вполне очевидно относ€тс€ к эгоизму, а не к јтману.

Ќе к јтману: поскольку они отсутствуют в глубоком сне без сновидений.

16. ƒжива, отождествл€€ себ€ с телом, органами, пранами и умом, по отношению к которым она €вл€етс€ их высшей сущностью и основой, и принима€ форму, составленную из наклонностей и де€тельности, путешествует, пребыва€ во власти Ѕога, туда и сюда в относительном существовании самсары, называемом по-разному Ц как сутра, махат и так далее.

17. –азрубив мечом знани€, заострЄнным служением учителю, эту совокупность ума, речи, пран, тела и де€тельности, котора€, хоть и не имеет своей собственной основы, всЄ же про€влена в разнообразных формах, созерцательный человек странствует по земле, свободный от прив€занности.

18. «нание Ц это различение, обретЄнное посредством изучени€ св€щенных писаний, исполнени€ собственных об€занностей, непосредственного постижени€, традиции и умозаключени€, Ц различение того, что только то, что существует в самом начале и в самом конце существовани€ вселенной, €вл€€сь еЄ источником си€ни€ и причиной, Ц только оно существует и в промежуточной стадии.

19. ѕодобно тому, как золото, прин€вшее форму красивого украшени€, было таким же золотом до по€влени€ украшени€ и останетс€ таким же после всех видоизменений, которые постигнут украшение, равно как оно остаЄтс€ таким же и в этой промежуточной стадии в виде украшени€, хот€ оно может называтьс€ по-разному, так и я пребываю в подобном отношении к этой вселенной.

20. “олько та запредельна€ —ущность, ћой друг, котора€ и непосредственно, и косвенно обусловливает ум с его трем€ состо€ни€ми, три гуны и вселенную с еЄ тройственным разделением на причину, следствие и де€тел€, Ц одна только эта —ущность реальна.

«апредельна€ —ущность: Ѕрахман, јбсолютное Ѕытие-ќсознание-Ѕлаженство.

Ќепосредственно: как указываетс€ в шрути "≈го си€нием всЄ остальное си€ет" и т.д. ( атха ”панишад V.15), "ѕрана праны, глаз глаза" и т.д. (Ѕрихадарань€ка ”панишад IV.iv.18) и так далее.

 освенно: поскольку ќно одно сохран€етс€, даже когда всЄ остальное исчезло, как в состо€нии сушупти (глубокого сна).

“ри состо€ни€: бодрствование, сон со сновидени€ми и глубокий сон.

ѕричина, следствие и де€тель: адхьйатма, адхибхута и адхидаива соответственно.

21. “о, чего не было ранее и чего не будет после, также не существует и между этими состо€ни€ми. ќно Ц только название. я считаю, что всЄ, что вызвано или вынесено на свет какой-то другой вещью Ц оно должно быть этой самой исходной вещью, и ничем иным.

Ќазвание: сравн. „хандогь€ ”панишад VI.i.4 Ц "¬се видоизменени€ Ц это только названи€, будучи простыми сотр€сани€ми воздуха при их произнесении" и т.д.

22. Ётот мир перемен, изначально не существовавший, €вл€етс€ раджасической проекцией Ѕрахмана и про€вл€етс€ благодар€ Ќему. Ќо Ѕрахман Ц самосуществующий и самоси€ющий. » поэтому один только Ѕрахман про€вл€етс€ во множественных формах как органы, тонкие элементы, ум и грубые элементы.

”м: также подразумеваютс€ боги.

23. ”стран€€ все собственные сомнени€ относительно јтмана с помощью осмыслени€, ведущего к реализации Ѕрахмана, а также с помощью искусного отрицани€ вещей, отличных от Ѕрахмана, человек должен отстранитьс€ от всех чувственных удовольствий, наход€ наслаждение в одном только блаженстве своего высшего "я".

24. “ело Ц это не јтман, ибо оно материально. –авно как это и не органы, не боги, не праны, не воздух, не вода, не огонь, не эфир, не земл€, не объекты чувств, не ум (манас), не разум, не сознание (читта), не эго и не пракрити, ибо всЄ это Ц матери€.

ћанас и т.д.: ум в целом считаетс€ обладающим четырьм€ аспектами согласно его функци€м.  ак манас (ум) он рассматривает различные варианты решений вопроса, но не может придти к определЄнному заключению относительно них, ибо это Ц отдельна€ функци€ буддхи (разума) Ц способность суждени€, различение, интуици€.  ак читта (сознание, или субстанци€ ума) ум помнит вещи. » как ахамкара (эго) ум распростран€ет чувство "€" на все умственные состо€ни€.

25. ≈сли составленные из гун органы обузданы, какие заслуги это принесЄт человеку, который полностью постиг ћою природу, а если они т€нутс€ к объектам, то разве это зап€тнает его? –азве дл€ солнца имеет какое-то значение, заполнено ли небо тучами или они рассе€ны?

26.  ак пространство не подвержено воздействию посто€нно мен€ющихс€ признаков воздуха, огн€, воды и земли, или сезонов, так и јбсолют, который пребывает за пределами эгоизма, не подвержен воздействию загр€знений саттвы, раджаса и тамаса, которые вызывают перевоплощение.

27. Ќо всЄ же необходимо избегать контакта с объектами чувств, порождаемого невежеством, до тех пор, пока прив€занность, п€тнающа€ ум, не будет удалена сильной и систематической преданностью ћне.

28.  ак болезнь человека, которую лечат небрежно и кое-как, про€вл€ет себ€ снова и снова, беспоко€ его, так и ум, в котором желание и де€тельность ещЄ не устранены, мучает плохого йога, прив€занного ко всему.

29. “е неудачливые йоги, которые были уведены с пути преп€тстви€ми в форме людей, посланными богами дл€ этой цели, в силу их накопленных склонностей в своей следующей жизни практикуют одну только йогу, а не продолжение де€тельности.

Ћюди: родственники и друзь€, к которым мы прив€зываемс€.

Ѕоги: которым обычно не нравитс€, когда человек (йог) должен будет покинуть их сферы, достигнув реализации. —равн. Ѕрихадарань€ка ”панишад I.iv.10.

30. »менно тело, направл€емое разного рода побуждени€ми, совершает де€тельность и проходит через видоизменени€ до самой смерти, но человек реализации, чьи желани€ уничтожены переживанием блаженства јтмана, даже наход€сь в теле, не подвержен воздействию де€тельности.

ѕобуждени€ми: например, впечатлени€ми прошлой де€тельности.

31. „еловек, чей ум пребывает в јтмане, даже не знает того, как его тело стоит, сидит, идЄт, ложитс€, ест пищу или исполн€ет любые другие функции.

32. ƒаже если просветлЄнный человек видит объекты направленных наружу чувств, он не рассматривает их как что-то реальное в виде отдельного объекта и отличное от высшего "я", потому что они отвергнуты на основе вывода по причине их множественности Ц подобно тому, как человек, пробуждающийс€ ото сна, отвергает воспри€тие исчезающих при этом снов.

33. ƒо просветлени€ следстви€ невежества, порождЄнные многообразием гун и де€тельности, ћой друг, воспринимались как спутанные с высшим "я"; и, оп€ть же, они исчезают при рассвете знани€. Ќо высшее "я" не €вл€етс€ ни прин€тым, ни отвергнутым.

—ледстви€: тело и т.д.

34.  ак восход солнца устран€ет завесу темноты с глаз человека, но при этом не создаЄт ничего, так и знание ћен€ (јтмана), если оно искусно, устран€ет тьму из разума человека.

35. Ётот јтман Ц самоси€ющий, нерождЄнный, непостижимый, јбсолют «нани€, всеведущий, единый, неделимый и наход€щийс€ за пределами речи (невыразимый), ибо под ≈го владычеством действуют речь и праны.

«а пределами речи: сравн. “айттирий€ ”панишад II.9.

ѕод ≈го владычеством: сравн.  ена ”панишад I.1-2.

36. «аблуждение ума заключаетс€ в том, что он представл€ет существование двойственности в јбсолютном јтмане, ибо, помимо собственного "€", двойственность не имеет никакой основы.

37. “олько тщеславные люди, мудрые лишь в своих собственных глазах, рассматривающие как неоспоримую и непреложную эту двойственность, состо€щую из п€ти элементов и воспринимаемую через им€ и форму, совершенно необоснованно считают ведантические представлени€ простым восхвалением ¬ед.

“олько тщеславные и т.д.: критика философской школы мимамсы, последователи которой считают, что ведантические указани€ не должны восприниматьс€ буквально, так как они €кобы просто восхвал€ют ведические действи€. ¬еданта (букв. "завершение ¬ед") Ц это совокупность ”панишад, относ€щихс€ к различным разделам ¬ед, обычно наход€щихс€ в конце разделов и кратко излагающих суть этих разделов.

38. ≈сли тело йога, который только начал практиковать йогу и ещЄ не в совершенстве овладел ею, настигают беды, которые могут неожиданно возникнуть в ходе этого, тогда предписываютс€ следующие средства от этого.

39. Ќекоторые из этих бед он должен сжечь посредством йогического сосредоточени€, другие Ц посредством асан (положений тела) нар€ду с регулированием дыхани€, а некоторые Ц посредством аскетизма, мантр и лекарств.

—осредоточение: например, сосредоточива€сь на солнце и луне, он должен устранить ощущени€ холода и жары соответственно.

ѕосредством асан: например, ревматизм и т.д.

» некоторые: например, обусловленные вли€нием планет, змей и т.д.

40. Ќекоторые беды он должен постепенно уничтожить посредством медитации на ћен€, воспевани€ ћоего имени и т.д., а другие Ц посредством служени€ великим ћастерам йоги.

Ќекоторые беды: например, вожделение и т.д.

ƒругие: например, надменность и т.д.

41. —уществуют такие решительные люди, которые вначале различными способами делают тело очень крепким и нестареющим, а затем занимаютс€ йогой с целью обретени€ сверхнормальных способностей.

—верхнормальные способности: детально см. главу X.

42. Ќо мудрые не жалуют это, ибо такие усили€ бесполезны, поскольку тело смертно, подобно плодам дерева.

43. ≈сли в ходе регул€рной практики йоги тело становитс€ крепким, то разумный йог, преданный ћне, не должен прекращать практику, слепо полага€сь только на крепость своего тела.

Ќе должен и т.д.: он не должен становитьс€ прив€занным к этим силам, которые ничто в сравнении с великолепием јтмана.

44. …ог, который занимаетс€ такой йогой, полага€сь исключительно на ћен€, и не имеющий желаний, не задерживаетс€ преп€тстви€ми и испытывает блаженство высшего "я".
 


”ддхава-гита
I  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX  X  XI  XII  XIII  XIV  XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX  XXI  XXII  XXIII  XXIV

”ддхава-гита †††