”ƒƒ’ј¬ј-√»“ј

»Ћ»
ѕќ—Ћ≈ƒЌ≈≈ ѕќ—ЋјЌ»≈ Ў–»  –»ЎЌџ


—ќƒ≈–∆јЌ»≈

ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈
√Ћј¬ј I. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈: Ѕќ√» ћќЋя“ √ќ—ѕќƒј ¬≈–Ќ”“№—я
√Ћј¬ј II. ј¬јƒ’”“ј » ≈√ќ ¬ќ—≈ћ№ ”„»“≈Ћ≈…
√Ћј¬ј III. ƒ≈¬я“№ ƒ–”√»’ ”„»“≈Ћ≈… ј¬јƒ’”“џ
√Ћј¬ј IV. ≈ў® —≈ћ№ ”„»“≈Ћ≈… ј¬јƒ’”“џ
√Ћј¬ј V. »—“»ЌЌјя ѕ–»–ќƒј Ё“ќ√ќ ћ»–ј
√Ћј¬ј VI. —¬я«јЌЌџ≈ » —¬ќЅќƒЌџ≈ ƒ”Ў»;  ј„≈—“¬ј —¬я“ќ√ќ » ѕ–≈ƒјЌЌќ√ќ
√Ћј¬ј VII. ¬Ћ»яЌ»≈ ќЅў≈Ќ»я —ќ —¬я“џћ»; ƒ≈–≈¬ќ —јћ—ј–џ
√Ћј¬ј VIII. «ЌјЌ»≈, ѕќЋ”„ј≈ћќ≈ ЅЋј√ќƒј–я ”—“–јЌ≈Ќ»ё √”Ќ; √ќ—ѕќƒ№ ”„»“ ¬ ‘ќ–ћ≈ Ћ≈Ѕ≈ƒя
√Ћј¬ј IX. —Ћј¬ј ѕ–≈ƒјЌЌќ—“»; ѕ–≈ƒѕ»—јЌ»я ƒЋя ћ≈ƒ»“ј÷»»
√Ћј¬ј X. —»Ћџ, ѕќЋ”„ј≈ћџ≈ ЅЋј√ќƒј–я …ќ√≈
√Ћј¬ј XI. Ѕќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќя¬Ћ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XII.  ј—“џ » ѕ–≈ƒѕ»—јЌЌќ≈ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»≈
√Ћј¬ј XIII. ∆»«Ќ№ ¬ Ћ≈—” » ћќЌјЎ≈—“¬ќ
√Ћј¬ј XIV. ѕ–ј “» ј ѕ–≈ƒјЌЌќ—“»
√Ћј¬ј XV. ƒ∆ЌјЌј-…ќ√ј,  ј–ћј-…ќ√ј » Ѕ’ј “»-…ќ√ј
√Ћј¬ј XVI. ƒќ—“ќ»Ќ—“¬ј » ѕќ–ќ » ¬ —¬я«» —  ќЌ –≈“Ќџћ ћ≈—“ќћ, ¬–≈ћ≈Ќ≈ћ » “.ƒ.
√Ћј¬ј XVII.  ј“≈√ќ–»»: »’  ќЋ»„≈—“¬ќ; –ј«Ћ»„»≈ ћ≈∆ƒ” ѕ”–”Ў≈… » ѕ–ј –»“»; ∆»«Ќ№ ѕќ—Ћ≈ —ћ≈–“»
√Ћј¬ј XVIII.  ј  Ѕџ“№ ¬џЎ≈ ќ— ќ–ЅЋ≈Ќ»я, Ќј ѕ–»ћ≈–≈ »—“ќ–»» Ќ»ў≈√ќ
√Ћј¬ј XIX. —»—“≈ћј —јЌ ’№»
√Ћј¬ј XX. “–» √”Ќџ: »’ ¬Ћ»яЌ»≈
√Ћј¬ј XXI. ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»я ќЅў≈Ќ»я — ѕЋќ’ќ…  ќћѕјЌ»≈…; »—“ќ–»я »ћѕ≈–ј“ќ–ј ѕ”–”–ј¬ј—ј
√Ћј¬ј XXII. ћ≈“ќƒџ ѕќ ЋќЌ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XXIII. ѕ–»„»Ќј «јЅЋ”∆ƒ≈Ќ»я
√Ћј¬ј XXIV. Ћ®√ »… ѕ”“№   —јћќ–≈јЋ»«ј÷»»


√Ћј¬ј XVII

 ј“≈√ќ–»»: »’  ќЋ»„≈—“¬ќ; –ј«Ћ»„»≈ ћ≈∆ƒ” ѕ”–”Ў≈… » ѕ–ј –»“»; ∆»«Ќ№ ѕќ—Ћ≈ —ћ≈–“»


”ддхава сказал:

1. —колько категорий насчитываетс€ мудрецами, о ¬ладыка вселенной? ќ √осподь, € слышал, как “ы упоминал о них как о двадцати восьми, разделЄнных на дев€ть, одиннадцать, п€ть и три.

—колько категорий: он подразумевает Ц какое исчисление правильно?

2. Ќекоторые говор€т о двадцати шести, другие Ц о двадцати п€ти; кто-то ещЄ Ц о семи, некоторые Ц о дев€ти, или шести, или четырЄх, а другие Ц об одиннадцати; некоторые говор€т о семнадцати, или шестнадцати, а некоторые Ц о тринадцати.

3. ѕрошу “еб€ сообщить мне, о Ѕессмертный, ту цель, ради которой мудрецы таким образом по-разному исчисл€ют их.

Ѕлагословенный √осподь сказал:

4.  ак бы мудрецы ни говорили об этом, всЄ это вполне правомерно, ибо все категории так или иначе включены в каждое из этих исчислений. » разве есть что-то невозможное дл€ тех, которые утверждают что-нибудь, воспринима€ ћою порождающую чудеса майю?

Ќевозможное: когда сама множественность Ц иллюзи€, то человек легко может заниматьс€ любыми видами предположений в отношении неЄ.

5. "¬сЄ не так, как излагаешь ты, а так, как утверждаю €!" Ц подобные споры, относ€щиес€ к этому вопросу, обусловлены ћоей майей Ц саттвой, раджасом и тамасом, высвободитьс€ от которых крайне трудно.

6. »менно волнение (нарушение баланса) гун порождает ту не€сность и то сомнение, которые €вл€ютс€ основанием дл€ разногласий и препирательств среди спор€щих. Ёто сомнение исчезает, когда человек обретает умиротворЄнность ума, или когда он обуздывает свои чувства и ум после такого спора.

7. ќ лучший из людей, вследствие взаимопроникновени€ категорий и согласно представлени€м каждого конкретного толковател€ категории исчисл€ютс€ по-разному, из-за различного учЄта толковател€ми причин и следствий,.

8. ¬ каждой категории, будь она причиной или следствием, можно обнаружить все остальные категории, ибо, так или иначе, она содержит их в себе.

—одержит: следстви€ (кувшин и т.п.) присутствуют в тонкой форме в причине (глине), котора€, в свою очередь, наполн€ет собой следстви€, и т.д.

9. » поэтому принимаютс€ как истинные те причинные последовательности и исчислени€ категорий, которых придерживаютс€ различные толкователи, в том виде, как эти толковани€ исход€т из их уст; ибо во всех из них есть определЄнный смысл.

10. Ќекоторые придерживаютс€ следующего взгл€да: поскольку человек, пребыва€ во власти изначального незнани€, не может постигнуть своЄ высшее "я" без посторонней помощи, то ¬севедущий Ќадел€ющий знанием должен быть отличным и отдельным —уществом по отношению к нему.

¬ стихах 10 и 11 показано, что если отвлечьс€ от различных исчислений категорий, которые можно группировать по-разному в зависимости от распределени€ причин и следствий внутри них, то в итоге все они могут быть разделены на две основные группы, или школы, в зависимости от их точки зрени€ на вопрос о тождественности или различии между Ѕогом и душой.

Ќекоторые: сторонники двадцати шести категорий.

11. ƒругие смотр€т на это так: нет никакого, даже наименьшего, различи€ между душой и Ѕогом, и поэтому бесполезно проводить различие между ними. » знание Ц всего лишь признак пракрити.

Ќет никакого: поскольку оба Ц јбсолютное «нание.

«нание: оно не может формировать отдельную категорию, ибо это исказит оба вышеупом€нутых исчислени€.

ѕризнак: будучи функцией саттвы.

12. ѕракрити Ц это просто равновесие гун Ц саттвы, раджаса и тамаса. ќни, обусловливающие соответственно поддержание, порождение и разрушение мира, относ€тс€ к пракрити, а не к јтману.

13. »так, знание, как утверждаетс€, порождаетс€ саттвой, де€тельность Ц раджасом, а невежество Ц тамасом. ¬рем€ Ц ни что иное, как Ѕог, который вызывает нарушение равновеси€ гун, а присуща€ склонность тождественна космической пране.

«нание: поэтому, в соответствии с этой школой мысли, всЄ это должно входить в состав пракрити.

¬рем€: поэтому ни оно, ни "склонность" не могут образовывать отдельные категории.

ѕрисуща€ склонность: букв. "свабхаавах" Ц качества, обусловленные собственной природой по рождению; т.е. результирующее воздействие прошлой де€тельности.

 осмическа€ прана: букв. "сутра", тождественна€ космическому разуму, или махату.

14. ѕуруша, пракрити, махат, эгоизм, эфир, воздух, огонь, вода и земл€ Ц это дев€ть [следующих] категорий, исчисл€емых ћной.

√осподь исчисл€ет три гуны Ц образующие три отдельные категории Ц отдельно от пракрити, потому что они подвержены непрерывным переменам. ¬ стихах 14-16 ќн перечисл€ет остальные 25 категорий из 28 (упом€нутых в стихе 1), которые €вл€ютс€ общими дл€ школ, упом€нутых в стихах 10-11.

15. ћой друг, ухо, кожа, глаз, нос и нЄбо (или вкусовые способности €зыка) Ц п€ть органов познани€; €зык (его речевые способности), рука, нога и два органа выделени€ Ц органы действи€; ум относитс€ к обоим из них, €вл€€сь как органом познани€, так и действи€.

Ёто Ц одиннадцать категорий, упом€нутых в стихе 1.

16. «вук, объекты ос€зательных ощущений, вкус, запах и цвет Ц это п€ть объектов чувств. ’одьба, речь, выделение, и движение рук Ц всего лишь следствие органов действи€.

—ледствие: и поэтому они не должны исчисл€тьс€ отдельно.

17. ѕри проецировании (порождении, поддержании и растворении) этой вселенной пракрити, преобразующа€с€ в причины и следстви€, переходит, посредством гун, в соответствующие состо€ни€ дл€ таких видоизменений. Ќо ѕуруша, неизменный, Ц просто свидетель всего этого.

ѕричины и следстви€: причины Ц махат, эгоизм и п€ть тонких элементов; следстви€ Ц п€ть грубых элементов, дес€ть органов и манас, или ум.

Ќеизменный: и поэтому он отличаетс€ от пракрити.

18. —оставл€ющие элементы, такие как махат и т.д., во врем€ своего преобразовани€ наполн€ютс€ энергией благодар€ си€нию, исход€щему от ѕуруши, и, поддерживаемые пракрити, сочета€сь, формируют вселенную.

—очета€сь: и поэтому вселенна€ может быть отнесена к этим нескольким категори€м, а не исчисл€тьс€ как отдельна€.

19. “а точка зрени€, в соответствии с которой существует только семь компонентов, охватывает п€ть первоэлементов Ц эфир, воздух, огонь, вода и земл€ Ц нар€ду с дживой и ¬севышней —ущностью, котора€ €вл€етс€ первоосновой как следстви€, так и причины. »з этих семи компонентов образуетс€ тело, органы и праны.

¬се остальные компоненты Ц от пракрити до тонких элементов Ц включаютс€ в состав данных компонентов.

20. “а точка зрени€, в соответствии с которой существует шесть категорий, охватывает п€ть первоэлементов и ¬ысшую —ущность. ¬ соответствии с этой точкой зрени€ ¬ысша€ —ущность, обеспеченна€ этими п€тью первоэлементами, которые произошли из ЌеЄ, породила и наполнила всЄ это.

¬ысша€ —ущность: включает в себ€ дживу, упоминаемую в предыдущем исчислении.

21. “а точка зрени€, в которой количество категорий сведено всего к четырЄм, охватывает следующие Ц огонь, вода и земл€, нар€ду с јтманом, из которого они произошли. »менно ими порождаютс€ все следстви€.

22. ¬ том исчислении, в котором насчитываетс€ семнадцать категорий, упоминаютс€ грубые первоэлементы, соответствующие им тонкие элементы и органы Ц по п€ть в каждой группе, нар€ду с умом и јтманом.

23. ѕодобным образом, при исчислении шестнадцати категорий исключаетс€ ум, и јтман в этом исчислении берЄт на себ€ функции ума. ѕ€ть первоэлементов, п€ть органов, ум и двойственный јтман (как джива и ѕараматман) Ц так исчисл€ютс€ тринадцать категорий.

24. ¬ исчислении, где насчитываетс€ одиннадцать категорий, привод€тс€ јтман, п€ть первоэлементов и п€ть органов. ¬ то врем€ как восемь причин и ѕуруша составл€ют исчисление с дев€тью категори€ми.

¬осемь причин: пракрити, махат, эгоизм и п€ть тонких элементов.

25. “аким образом мудрецы произвели различные исчислени€ категорий. ¬се они, будучи обоснованными, €вл€ютс€ уместными. –азве есть что-то действительно неприемлемое дл€ сведущего?

”ддхава сказал:

26. ќ  ришна, хот€ пракрити и ѕуруша отличаютс€ друг от друга по самой их природе, всЄ же различие между ними незаметно, поскольку их никогда нельз€ вы€вить отдельно. ѕоистине, јтман наблюдаем в пракрити, а пракрити Ц в јтмане.

ќтличаютс€: ѕуруша обладает сознанием, в то врем€ как пракрити Ц нежива€ матери€.

јтман наблюдаем в пракрити: т.е. в еЄ следствии Ц теле. ќни перемешаны и воспринимаютс€ как общее "€".

27. ќ Ћотосоокий, ¬севедущий √осподь, “ы должен рассе€ть это великое сомнение во мне “воими словами, искусными в рассуждении.

28. »бо это от “еб€ люди получают просветление, и “воей властью (майей) они лишаютс€ его. “ы один знаешь ход этой “воей непостижимой —илы (майи), и больше никто.

Ѕлагословенный √осподь сказал:

29. ќ лучший из людей, пракрити и ѕуруша Ц это совершенно разные сущности. Ёта про€вленна€ вселенна€ подвержена видоизменени€м, ибо она возникла от волнени€ гун.

¬олнени€ гун: изначального нарушени€ их баланса.

30. ћой друг, ћо€ непостижима€ —ила, состо€ща€ из гун, порождает посредством этих гун бесчисленные видоизменени€ и относ€щиес€ к ним представлени€. » хот€ вселенна€ подвержена всем видам видоизменений, но всЄ же, в целом, она тройственна Ц с одной стороны она имеет отношение к телу, с другой Ц к богам, а с третьей Ц к существам.

“ройственна: это будет объ€снено в следующем стихе.

31. √лаз, внешн€€ воспринимаема€ форма и солнечные лучи, отражающиес€ от внешней формы и проход€щие через глазное €блоко Ц все они завис€т друг от друга в своЄм про€влении; но солнце, которое находитс€ в небе, существует независимо от них. ѕоскольку јтман Ц их первопричина, ќн отличен от них. Ѕлагодар€ своему самоси€нию ќн €вл€етс€ ќсвещающим дл€ всех помогающих про€вить себ€ друг дл€ друга. ѕодобное применимо и в отношении кожи, уха, глаза, €зыка, носа, ума и т.д.

√лаз и т.д.: пример трЄх аспектов, упоминаемых в стихе 30. √лаз относитс€ к телу, форма Ц к существам, солнечные лучи Ц к божественному (тонкому) аспекту, подробнее см. последний комментарий к этому стиху.

јтман: здесь указываетс€ отличительный признак ѕуруши Ц это единственный неизменный самоси€ющий ѕринцип.

»х (первопричина): трЄх разделений вселенной.

ѕодобное и т.д.: каждый из них имеет свои тройственные отношени€ с двум€ другими вещами. Ќапример, кожа св€зана с прикосновением и воздухом; ухо Ц со звуком и пространством; €зык Ц со вкусом и ¬аруной; нос Ц с запахом и ашвинами; читта (сознание, субстанци€ ума) Ц с объектом познани€ и ¬асудевой; манас Ц с объектом размышлени€ и Ћуной; буддхи (разум, непосредственное, или интуитивное, постижение) Ц с объектом определени€ (распознавани€) и Ѕрахмой; эгоизм Ц с объектом отождествлени€ и –удрой.

32. Ёто видоизменение, вызванное Ѕогом, нарушившим равновесие гун, порождено махатом, который, в свою очередь, порождЄн пракрити, известно как эгоизм. ќн имеет три аспекта Ц ваикаарика, таамаса и аиндрийа, и он Ц причина сомнени€, свидетельствующего о невежестве.

Ѕогом: как действенной причиной.

¬аикарика и т.д.: это те же саттвический, тамасический и раджасический аспекты, представл€ющие тройственное разделение Ц адхидаива, адхибхута и адхйатма соответственно. —м. комментарий к стиху VII.19.

Ќеобходимо постигнуть јтмана искоренением эгоизма Ц это подразумеваетс€ в этом и следующем стихах.

33. —поры о том, существует ли јтман или нет, разворачиваютс€ исключительно на основе различий во взгл€дах, и они обусловлены невосприимчивостью и непостижимостью јтмана. » хот€ у самого јтмана нет никакой основы, он никогда не исчезает дл€ людей, которые отвергают ћен€, их собственное высшее "я".

Ќикогда не исчезает: и порождает бесконечный круговорот их рождени€ и смерти.

”ддхава сказал:

34-35. —кажи мне, о √осподь, о √овинда, как люди, отвергающие “еб€, получают и тер€ют, посредством своих собственных действий, тела в высоких и низких рождени€х. Ёто непостижимо дл€ тех, кто захвачен чувствами. Ќемногие из людей в этом мире знают об этом; большинство пребывает в заблуждении.

Ѕлагословенный √осподь сказал:

36. ”м человека, пребывающий под вли€нием де€тельности, совершЄнной им в прошлом, и про€вл€ющейс€ в виде его склонностей, идЄт от одной сферы к другой, сопровождаемый п€тью органами. јтман, который отличен от него, следует за ним.

37.  огда ум, с его склонност€ми, обусловленными кармой, пребывает (через сосредоточение, или дума€ о них) в объектах чувств, переживаемых или услышанных, то их образы вспыхивают в нЄм, затмева€ и устран€€ собой прошлые впечатлени€. ѕосле этого пам€ть о них тер€етс€.

38. Ѕудучи поглощЄнным каким-нибудь объектом чувств, человек более уже не помнит и не сознаЄт себ€. “акое крайнее забвение человеком своего "я", чем бы это ни было обусловлено, воистину Ц его смерть.

ќбусловлено: будь это большое наслаждение в небесном теле или сильна€ боль в низком теле.

39. ќ великодушный, полное прин€тие человеком какого-нибудь объекта чувств как себ€ самого называетс€ его рождением Ц как в случае сна и воображени€.

ѕрин€тие: т.е. отождествление себ€ с этим объектом. –ождение, т.е. полное отождествление себ€ с телом, также относитс€ к этому случаю.

40. ѕодобным образом, он более не помнит своего старого сна и воображени€. ¬ новом переживании он рассматривает свою старую сущность как только что возникшую.

—на: т.е. тела прошлого воплощени€.

41.  ак человек порождает в своЄм сознании иллюзорные тела и объекты во врем€ сна, так и это тройственное разделение, которое €вл€етс€ порождением ума, по€вл€етс€ в јтмане, который становитс€ причиной разделени€ на внутреннее и внешнее.

–азделение: на адидаиву и т.д.

—тановитс€: в этом случае через отождествление, т.е. человек имеет субъективные и объективные переживани€.

42. ћой друг, в силу неуловимого движени€ времени существа непрерывно, каждый миг, рождаютс€ и умирают. Ќо это не замечаетс€ ими из-за тонкости этого процесса.

√осподь упоминает о посто€нном молекул€рном изменении в теле, чтобы развивать дух бесстрасти€.

43.  ак и в случае огн€, или потоков, или плодов дерева, так же и в случае возрастного состо€ни€ человека и т.д. Ц всЄ это порождено и обусловлено временем.

¬озрастное состо€ние и т.д.: непрерывное обновление живущего тела.

44.  ак в случае огн€ представление и утверждение о том, что это Ц та же сама€ гор€ща€ лампа с тем же огнЄм, что и прежде, или в случае потоков Ц что в них течЄт та же сама€ вода, €вл€етс€ ложным, такое же ложное и представление или утверждение о том, что это Ц тот же самый, что и прежде, человек, высказываемое теми людьми, чьи жизни тщетны.

Ћожным: определение, основанное на подобии, но не тождественности.

“щетны: потому что окутаны невежеством.

45. „еловек не рождЄн и не умирает из-за своей де€тельности. ¬сЄ это Ц ошибочные представлени€. ќн бессмертен. Ёто похоже на огонь, про€вленный посредством древесины.

Ќи рождение, ни смерть: даже в случае невежественного человека умирает тело, а не его высшее "я".

ѕро€влен: хот€ огонь (точнее, плам€ огн€) про€влен только ограниченное врем€ во врем€ горени€ древесины, тем не менее сам огонь существует бесконечно в тонкой форме.

46. «ачатие, эмбриональное состо€ние, рождение, детство, отрочество, молодость, средний возраст, старение и смерть Ц таковы дев€ть состо€ний тела.

47. ¬следствие своей прив€занности к гунам джива принимает эти мнимые состо€ни€, высокие и низкие, отождествл€€ себ€ также с чем-нибудь ещЄ, а от чего-то, в силу незаур€дных обсто€тельств, избавл€етс€, отверга€ это.

— чем-нибудь ещЄ: например, с телом.

¬ силу незаур€дных обсто€тельств: если дживе удаЄтс€ обрести милость √оспода.

»збавл€етс€: примен€€ различение.

48. —обственные рождение и смерть могут быть предположены и выведены на примере рождени€ сына и смерти отца. Ќо јтман, —видетель вещей, обладающих рождением и смертью, не подвержен воздействию с их стороны, когда они рождаютс€ и умирают.

49. “от, кто наблюдает произрастание растени€ из семени и, в конечном счЄте, его окончательное отмирание и последнее преобразование Ц такой наблюдатель отличен от растени€. ѕодобно этому, —видетель тела отличен от него.

50. Ќевежественный человек, не способный таким образом правильно отличить јтман от пракрити, введЄн в заблуждение объектами чувств, и он проходит через рождение и смерть.

51. Ќаход€сь под вли€нием своей прошлой де€тельности, выражающейс€ в виде его нынешних наклонностей, человек, благодар€ своей прив€занности к саттве, становитс€ мудрецом или богом, под вли€нием раджаса Ц асуром или человеком, а под вли€нием тамаса Ц духом или животным.

52. ѕодобно тому, как человек, наблюдающий за выступлением группы танцоров или певцов, начинает подражать им, так и јтман, даже будучи безде€тельным по своей природе, побуждаем подражать признакам буддхи (разума).

ѕодражать им: например, самопроизвольно, в уме.

53.  ак деревь€, отражающиес€ в стру€щейс€ воде, также кажутс€ движущимис€, и как вращающийс€ человек видит землю вращающейс€ вокруг него:

 ак: так и движени€ пракрити накладываютс€ на јтман.

54.  ак нереальны воображаемые вещи и воспри€тие снов, таково и, о ”ддхава, относительное существование чувственного воспри€ти€ јтмана.

55. ƒаже несмотр€ на то, что ощущаемый мир нереален, (св€занное) относительное существование человека, который останавливаетс€ на объектах чувств, пребыва€ таким образом в них, никогда не прекращаетс€, подобно тому, как тревоги (хот€ они и нереальны дл€ бодрствующего) преследуют человека во сне (пока он не проснЄтс€).

56. ѕоэтому, о ”ддхава, прекрати воспринимать объекты чувств посредством направленных вовне органов. —мотри на заблуждение о существовании множественности как на вызванное невоспри€тием (неосознанием) јтмана.

57-58. ƒаже будучи обруганным нечестивцами, или оскорблЄнным, осме€нным, оклеветанным, избитым, св€занным, ограбленным или оплЄванным, или подвергающийс€ какому-нибудь иному гнусному обращению со стороны невежественных, будучи таким образом поколебленным всевозможными способами и помещЄнным в ужасное положение, человек, желающий достичь успеха, должен спасти себ€ своими собственными усили€ми.

ѕоколебленным: в его вере в Ѕога.

—обственными усили€ми: посредством терпени€ и различени€.

”ддхава сказал:

59-60. ќ Ћучший из ”чителей, будь милостив, преподай мне наставлени€ об этом, чтобы € смог пон€ть это. ќ —ущность ¬селенной, такое оскорбление со стороны нечестивцев € считаю как наиболее трудное, чтобы вынести его, даже дл€ сведущих, за исключением тех, кто исповедует религию, преподанную “обой, Ц невозмутимых и прин€вших прибежище у “воих стоп, ибо люд€м слишком трудно сопротивл€тьс€ вли€нию своей природы.

¬ли€нию: инстинкту мщени€.
 


”ддхава-гита
I  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX  X  XI  XII  XIII  XIV  XV  XVI  XVII  XVIII  XIX  XX  XXI  XXII  XXIII  XXIV

”ддхава-гита †††